Первоочередная задача при организации рациональной переработки товара на оптовом складе – обеспечение равномерных и плановых поставок продукции поставщиками. Указание в договорах поставки периодичности, конкретных дат и объемов поступления товаров (с возможностью применения штрафных санкций при нарушении этих пунктов) позволяет систематизировать работу склада и с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся площади, средства механизации, человеческие ресурсы и оборудование.
Подготовительные мероприятия по приему товара на склад
Процесс поступления и складской приемки товаров регламентирован множеством нормативных документов разного уровня – от Гражданского кодекса РФ, ГОСТов, Инструкций и Положений до уставных требований конкретных предприятий и договорных обязательств между контрагентами.
Приемке товаров должен предшествовать комплекс мероприятий:
- Определение оптимальной зоны разгрузки ТС;
- Расчет необходимого и достаточного количества средств механизации процесса разгрузки, их подготовка и проверка технической исправности;
- Определение количества привлекаемого в разгрузке персонала и рациональное распределение их обязанностей;
- Подготовка пакета документов для быстрого оформления процедуры приемки поступившего товара.
Особенности поступления и приемки грузов на склад
Структура операционных действий по приемке товара и их количество в решающей мере зависят от сочетания таких факторов:
- Вид используемого для поставки транспорта (автотранспорт, ж/д вагоны, водные или воздушные суда);
- Характеристики груза (штучный, насыпной, фасованный, наливной и т.п.);
- Объем принимаемого груза;
- Место выгрузки и приемки товара.
Материальная ответственность за целостность перевозимого груза полностью возложена на перевозчика. Представителями грузополучателя в ходе приемки проводится тщательная проверка соответствия фактического количества товара, его ассортимента, качества, расфасовки показателям, указанным в сопроводительной документации – в счетах-фактурах, накладных, ТТН, упаковочных листах и пр.
Обнаруженные при приемке товаров по количеству и качеству недостачи, излишки, пересортица и иные несоответствия оформляются соответствующим актом, который используется в качестве основного документа для предъявления претензии перевозчику или поставщику в срок, указанный в договоре. В случае отказа ответчиком в удовлетворении претензии заявитель имеет возможность подать исковое заявление о возмещении убытков в арбитражный суд.