Выбирая технику, в том числе погрузчик, покупатель старается сэкономить деньги. Однако следует помнить, что наилучший путь минимизации затрат – выбор оптимального соотношения цены и качества. Критерием такого соотношения для автопогрузчика служит стоимость одного моточаса работы. Это комплексный показатель, который включает и цену самого агрегата, и стоимость ремонта (обслуживания), и топлива, а также ресурс погрузчика. Каждый вид данного оборудования имеет свои достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при планировании покупки.
Фактор стоимости
Самыми доступными по цене являются дизельные погрузчики. А вот электрические агрегаты имеют более высокую стоимость. Однако не надо забывать, что если в дизельных или газовых погрузчиках потребуется замена двигателя внутреннего сгорания, то обойдется она недешево. А в электрических такой дорогой детали нет.
Фактор обслуживания
У электропогрузчика срок службы гораздо длиннее, чем у автопогрузчика, чья «жизнь» зависит от моторесурса ДВС. Также электрический агрегат намного реже нуждается в сервисном обслуживании и потребляет меньше расходных материалов. Поэтому его эксплуатационные расходы низки, что позволяет в течение определенного времени компенсировать первоначальную высокую стоимость. Однако для электропогрузчика необходима зарядная станция, специалист-аккумуляторщик и специальный зал для зарядки аккумуляторной батареи, оборудованный вытяжкой.
Дизельный и газовый погрузчики в таких условиях не нуждаются. Дизельный заправляется бензином или дизтопливом как обычный автомобиль, для газового же необходима газонаполнительная станция. И недостаточно широкая сеть таких станций не дает газовому агрегату приобрести популярность. Хотя у него и эксплуатационные расходы ниже, и частота техосмотров меньше, чему у дизельного собрата, которому требуется частая замена фильтров и моторного масла.
Фактор работоспособности
Дизельный погрузчик:
- самый мощный;
- лучше других зарекомендовал себя при транспортировке грузов на длительные расстояния;
- хорошо выдерживает многосменный режим работы – ему не нужны перерывы для зарядки батарей.
Однако качество российского дизтоплива отрицательно влияет на моторесурс его двигателя, даже двойные топливные фильтры не помогают.
Газовый агрегат:
- уступает в мощности дизельному, но превосходит электрический;
- его моторесурс не страдает из-за плохого топлива, поэтому погрузчик имеет длительный срок эксплуатации;
- не нуждается в перерывах для смены батарей.
Электрическая техника самая «слабосильная» среди всех, к тому же не может эксплуатироваться многосменно без перерывов – ей нужна зарядка аккумуляторов.
Фактор экологичности
Сравнивая виды погрузчиков по данному критерию, можно заметить, что:
- дизельный заметно загрязняет окружающую среду, что не позволяет долгосрочно использовать его в помещение (оказывает негативное влияние на здоровье персонала); к тому же этот агрегат довольно шумный;
- у газового меньше выбросов в окружающую среду и ниже уровень шума при работе;
- электрический безопасен для окружающей среды и персонала, практически не издает шума.
Какой же погрузчик выбрать?
Все зависит от условий работы. В помещении и при не слишком напряженном графике хорош будет электропогрузчик. Если работа проходит на открытом воздухе и в несколько смен, стоит брать дизельный агрегат. Если операции осуществляются и на улице, и в помещении, к тому же поблизости есть газонаполнительная станция, подойдет газовый.
В любом случае, для интенсивной эксплуатации нужно приобретать только новую импортную технику. А для редких операций можно купить и российский б/у агрегат. Но только не отработавший более 10 000 моточасов, иначе он будет чаще находиться в ремонте, чем в работе.